Профессионалам
Бензопила Solo Rex в королевском голубом цвете
Речь идет о легендарной пиле, которая стала настоящей революцией, пользуется популярностью уже более 50 лет у коллекционеров.
Это было совершенно новой технологической концепцией, которую разработали немецкие конструкторы компании Solo из Майхингена. При этом изначально компания не имела никакого отношения к бензопилам.
История Solo начинается в небольшой мастерской города Штуттгарта, где в 1948 году братья Ганц и Хайнц Эммерих начали разработку небольших двухтактных бензиновых двигателей, которых тогда еще не было на рынке. Самый легкий промышленный двигатель в то время весил 16 кг. Это и стало отправной точкой в разработке братьев Эммерих.
Первый двигатель KMS 30 (KMS = Klein Motoren Stuttgart) весил всего 6,5 кг и развивал мощность 1,2 л.с. Он был разработан в качестве привода для портативного рабочего оборудования. На выставке Германского аграрного общества (DLG) в Ганновере в 1949 году были представлены первые прототипы двигателя и получены первые заказы. И в 1950 году они впервые были установлены на переносные распылители, используемые в сельском хозяйстве. Это вызвало большой интерес со стороны виноделов. Так как это позволяло отказаться от стационарных насосов, длинных шлангов и множества операторов и работать „solo“, то есть в одиночку.
Так родилась идея названия торговой марки. Во всех крупных ежедневных газетах Германии вышли статьи о выпуске моторизированных переносных опрыскивателей в винодельческом городке Нойвайлер земли Баден-Вюртемберг, про них писали, что это «революция в области защиты растений». Оборот компании удваивался из года в год. В том же году началось строительство завода в Майхингене.
В компании уже работало более ста человек, и велись разработки альтернативного оборудования для зимних работ. Результатом стала первая немецкая бензопила с прямым приводом Solo Rex, удивившая профессиональное сообщество. Техническое ноу-хау было заимствовано из Америки, потому что в США уже в начале 50-х годов началось бурное развитие индивидуальных бензопил. Это был один из самых революционных процессов механизации в истории техники для лесного хозяйства.
Бензиновые пилы, которые в то время продавались на европейском рынке, почти все еще имели поворотный редуктор и поплавковый карбюратор.
Это означало, что для валки леса необходимо было переставлять либо поплавковый карбюратор, либо редуктор. При этом карбюратор мог работать только в горизонтальном положении. В случае с Solo Rex этого уже было не нужно.
Прорыв произошел благодаря двум особенностям.
Во-первых, вращательное движение коленчатого вала непосредственно передавалось на барабан цепного привода через центробежную муфту. Это означает, что цепная ведущая звездочка имела ту же скорость вращения, что и двигатель. В результате рабочая скорость цепи достигала примерно 12-20 м/с.
На этих высоких скоростях для оптимального охлаждения двигателя использовался центробежный нагнетатель, приводимый в движение непосредственно коленчатым валом, с соответствующим кожухом. Центробежная муфта обеспечивала остановку при работе двигателя на холостом ходу. Этому разработчики техники Solo придавали особое значение. Экстремальные испытания на разрыв в результате доводки муфты до состояния раскаленного докрасна барабана должны были доказать ее износостойкость. Мощный двигатель Solo Rex с прямым приводом создает совершенно новый стандарт центробежного сцепления.
Приводом служит одноцилиндровый двухтактный двигатель собственной конструкции. Коленчатый вал двигателя изготовлен из закаленной стали и имеет подшипники качения. Детали корпуса изготовлены из легкого, но прочного магниевого сплава. У двигателя с длинным ходом поршня диаметр цилиндра и ход поршня составляют 54 мм. При объеме двигателя в 125 куб.см, в 5 лошадиных сил при 4500 об. / мин. это обеспечивает хорошую тяговую характеристику.
Система зажигания от зарекомендовавшего себя производителя Bosch, была тщательно защищена от загрязнений и обеспечивала нужную искру.
В качестве материала для изготовления топливного бака емкостью в 1, 3 литра и крышки карбюратора был использован износостойкий сверхлегкий звукопоглощающий полиэтилен.
Во-вторых, особенностью такой пилы был технически сложный мембранный карбюратор, «авиационный карбюратор», как его еще называли. Особенность - возможность работы в любом положении. Он поставлялся американской компанией Tillotson Manufacturing Co. и обеспечивал правильную смесь бензина и воздуха.
Устройство мембранного карбюратора бензопилы Solo Rex
Бензопила оснащена автоматической смазкой цепи. Дополнительный ручной насос позволял при необходимости увеличить количество смазки.
Пильное полотно (шина) пилы было изготовлено из высококачественной стали с индукционной закалкой, а острие полотна было усилено твердосплавной накладкой из стеллита – сплава из очень прочного материала.
Специальная цепь для пилы с шагом 7/16 (23 мм) поставлялась компанией Oregon, которая зарекомендовала себя во всем мире благодаря своему качеству.
Скорость цепи составляла около 13 м/сек. Для сравнения, у современной пилы GEOS MAX 137 23 м/сек.
Общий вес бензопилы с пильным полотном в 43 см составлял 11,4 кг.
Пила Solo Rex стала для компании абсолютным прорывом в области лесной техники, что позволило ей сразу опередить конкурентов на много шагов вперед.
Тюнингованные пилы Super REX рабочим объемом 140 куб.см. обрели свою популярность в спортивном сообществе лесорубов. В начале 1960-х годов на соревнованиях по лесному хозяйству в Цвизеле, Нижняя Бавария, бензопилы Solo Rex и Super Rex доказали, что их трудно превзойти в тяжелом классе бензопил. Снова и снова они занимали первые места. Мощность Solo Rex удивляла даже за рубежом. Бензопилы Rex лидировали во многих специализированных соревнованиях и часто побеждали.
Даже в наши дни пилы Rex потрясают своей работой. Тем, кто получит возможность поработать с этой королевской машиной объемом двигателя в 125 куб.см, ждет нечто. Звук в ушах, покалывание в пальцах от сильной вибрации двигателя и огромная мощность пилы, которая буквально вгрызается в древесину — это незабываемые впечатления, которые не сразу сотрутся из памяти. Не удивительно, что машины Super Rex стали очень востребованными предметами коллекционирования.
В течение многих десятилетий компания Solo создавала ажиотаж своей инновационной техникой в области лесного хозяйства.
А в 2014 году компанию купила австрийская фирма AL-KO. И на рынке появились продукты с торговой маркой Solo by AL-KO.